Каменоломни (начало Усть-Донецкой трассы) - Мелиховская
Автор: Борис Панасюк. Сайт: Донские Зори

Маршрут начинается на развилке на Усть-Донецкую трассу у Каменоломен и заканчивается в станице Мелиховской у рынка.  Продолжительность - 1-2 часа.

... Дорога от поворота на усть-донецкую трассу вначале довольно монотонна — прямая, как стрела, она пролегает среди полей и лесополос, и только по левую сторону вдали виднеются терриконы, похожие на далекие вулканы...

 

Эти кучи так называемых «пустых пород» состоят из всего, что не идёт в дело при угледобыче — вскрышных суглинков, песчаников, очень твёрдых глин — аргиллитов, разнообразнейших сланцев и углей из некондиционных по толщине пластов. Удивительно — вот сложили разнообразные камни в коническую кучу, напоминающую вулкан — и получился... вулкан... Оказалось, что по многим причинам внутри терриконов начинаются идти процессы, вызывающие самовозгорание этих рукотворных холмов. Террикон превращается в огромный неуправляемый химический реактор, внутри которого, при температурах более тысячи градусов, начинают образовываться соединения, неизвестные на нашей планете и встречающиеся только в метеоритах. Более того, в терриконах образуются особые каналы, сквозь которые газообразные продукты внутренних реакций вырываются наружу, частично конденсируясь на стенках. Эти каналы настолько напоминают вулканические фумаролы, что этот термин ученые стали применять и в отношении терриконов. И, к сожалению, не обошлось и без человеческих жертв — в далеком 1966 году самопроизвольный взрыв одного из терриконов Украины унёс жизни более 50 человек...

... Пока вы читали эти строки и представляли себе всё это воочию, дорога постепенно стала интереснее — началась череда спусков-подъёмов через живописные речные долины.

 

Реки, проточившие эти долины, — Кадамовку и Керчик, сейчас можно назвать только речушками, с трудом различимыми среди зарослей тростника и рогоза. Но когда-то это были реки с чистой и быстрой водой, по берегам которых, в лесных чащах жили древние люди. И этому есть свидетельства — в километре от села Ягодинка при прокладке газопровода в 2006 году был обнаружен удивительный архитектурный комплекс бронзового века — поселение Ягодинка-2. Две тысячи лет до нашей эры тут находился какой-то грандиозный объект - отдельные строения, площадью до 700 кв.м., были соединены между собой крытыми галереями... Пока ещё до конца не найдено объяснения этой находке...

Но вот и Ягодинка остаётся позади; мы мчимся дальше по трассе на юго-запад.

 

Слева от нас — всё те же поля и лесполосы, однако справа начинают появляться живописные балочки. Одна из таких балок, по дну которой сотни лет назад весело бежал ручеек, теперь перегорожена дамбой. Образовался небольшой пруд, проезжая мимо которого, мы успеваем полюбоваться игрой бликов на поверхности воды или отражениями облаков; если, конечно, повезёт с погодой. С первого взгляда кажется, что такое сооружение, как пруд — это благо. Однако, получается так, что создав этот пруд, человек не дал этому ручейку напоить своей водой ближайшую речку. Один-два перекрытых ручейка, конечно, особого вреда речке не нанесут. Но более 60 лет назад в нашей стране был осуществлён план преобразования природы. Тогда и появились все эти вездесущие лесополосы; массово сооружались пруды и водохранилища, внедрялась новая система землепользования. И, надо сказать, своих целей мы добились — климат Донского края стал мягче, урожайность полей повысилась. Однако, одним из побочных эффектов явилось обмеление рек. Нельзя, конечно, все причины этого процесса сводить к непродуманному до конца сооружению прудов, это лишь часть проблем малых рек. К тому же, наша страна осуществляла тот грандиозный план первой в мире, и мы учились только на своих ошибках.

И — внимание, — скоро начнётся длинный спуск в долину реки Керчик.

Тут слева и справа открываются великолепные виды — пойменные луга; издалека кажущие игрушечными домики Нижнедонского; прямоугольники строений ферм, поля и, конечно, красивейшие склоны правобережья этой маленькой живописной речки...

 

Весной, в мае, они покрываются пушистым серебром ковылей, и если вам посчастливится попасть сюда в это время — обязательно прогуляйтесь среди белых волн их тонких прядей...

 

Переезжая через мост, вы увидите тихие заводи Керчика, заросшие разнообразной водной растительностью; ещё несколько сот метров — и вы уже в Усть-Донецком районе... Ещё несколько подьёмов-спусков; ещё несколько очень красивых балок, — и вы у развилки. Здесь рекомендуется сделать небольшую остановку — на небольшой площадке, съезд на которую находится справа от основной трассы.

Невдалеке находится небольшой рынок, где, в зависимости от сезона, можно приобрести свежие фрукты, виноград, арбузы и дыни. Если вы помышляете о рыбалке, то самое время позаботиться о наживке, которую можно здесь же и приобрести, если вы не позаботились об этом заранее...

Но сперва осторожно подойдите к краю высокого обрыва, отделенного от проезжей части трассы металлическим заграждением. Отсюда открывается захватывающий дух вид на хутор Пухляковский, на Дон, на остров Гостевой и на бескрайнюю донскую пойму; на белоснежные пляжи левого берега и заросшие буйными травами ниспадающие к реке правобережные склоны...

Повернув на Мелиховскую, мы проезжаем мимо молодого поселка Донские Зори, и движемся на юго-запад по асфальтовой дороге среди лесополос. Как только лесополоса слева сменится рядом высоких пирамидальных тополей, по желанию можно свернуть влево, на грунтовую дорогу, ведущую к развалинам фермы. Оставим там машину и пройдем пешком к краю высокого склона, откуда открывается великолепная панорама станицы Мелиховской.

 

Несколько слов о самом названии станицы. Во всех документах до середины двадцатого века станица фигурирует как Мелеховская. Очевидно, название произошло от от короткой формы имен Мелетий или Емельян — Мелеха. По какой причине появилась буква «и» — можно только гадать. В советские времена автору этих строк довелось услышать из уст экскурсовода версию, что название станицы Мелиховская произошло от присутствия на Дону в этом месте обширных песчаных мелей. Как бы то ни было, сейчас она во всех современных документах фигурирует, как Мелиховская; такой формы будем придерживаться и мы, памятуя, однако, об истинном названии этой древней казачьей станицы. Однако, если речь пойдёт о казачьем городке — справедливым будет его истинное написание.

Казачий городок Мелехов был основан предположительно в конце XVI века и является одним из старейших на Дону. Упоминание о нем есть и в походном журнале первого, неудачного Азовского похода Петра I в 1695 году. А в Статистическом описании земли донских казаков 1822-1833 гг Мелиховская упоминается, как одна из лучших станиц Первого донского округа — «по устройству домов и чистоте улиц», «устроена правильными улицами»...

Высокий холм, на котором мы находимся, носит название Ширяевский бугор. Одно время городок Мелехов находился именно здесь, но потом постепенно «сполз» к подножию холма. Крутой берег Дона немного выше по течению отворачивается от реки, уступая место обширному займищу, покрытому пойменным редколесьем и островками урочищ. В нескольких километрах ниже от Дона отделяется протока Аксай, с которой тесно связаны многие страницы истории Мелиховской. Сама станица утопает в зелени садов... А прямо перед нами находится огромный рукотворный круглый залив — Ямка, берега которого давно облюбовали любители рыбной ловли в тихой воде и отдыхающие с многочисленных баз отдыха.

Слева же от нас, утопая в зелени, находятся корпуса бывшего санатория Мелиховский. Здесь, на Ширяевском бугре, можно стоять часами, любуясь красотой, раскинувшейся у ваших ног...

Продолжая путь, мы въезжаем в станицу и останавливаемся на площади у рынка. Здесь находится множество магазинов — одних продовольственных более пяти; есть промтоварные, магазин стройматериалов, кафе, полиция, почта и администрация станицы...

 

В магазинах есть терминалы оплаты сотовой связи и прочих услуг. Здесь же, почти напротив здания администрации, — остановка маршурток до Шахт.

Рядом со зданием администрации, слева, находится крест, установленный на месте алтаря Николаевской церкви, разрушенной в 1934 году. Церковь была освящена в 1854 году; её постройка взамен старой и обветшавшей, деревянной церкви, заботливо переносимой с места на место вслед за миграцией казачьего городка, была общим делом всех станичников на протяжении нескольких десятков лет. Но население станицы росло, церковь уже не вмещала всех прихожан, и к 1889 году в станице был освящена деревянная однопрестольная Преображенская церковь. Чудом уцелев во времена всеобщего разрушения памятников истории и культуры; не пострадав в годы Великой Отечественной войны, храм был разрушен в1962 году, вслед за церковью Пресвятой Богородицы в станице Раздорской. Сейчас на месте алтаря этой церкви, недалеко от станичного Дома культуры, установлен памятный крест. В настоящее время в станице действует новая Преображенская церковь, освященная в 2004 году.

Все дальнейшие туристические маршруты начинаются у рынка.

Автотуристы могут оставить машину на находящейся здесь же неохраняемой бесплатной автостоянке, между рыночными рядами и зданием Администрации станицы.

 

Реклама:
Copyright 2012 Борис Панасюк